«Проблема не в погоде, а в бюрократии»: новороссийский пчеловод объяснил падение производства мёда
В Краснодарском крае из-за массовой гибели пчел на пасеках упали объемы производства меда. За 2024 год регион произвел 3,1 тыс. тонн товарного меда, что на 5% меньше с предыдущим годом, передает РБК со ссылкой на Минсельхоз Краснодарского края. Снижение может показаться незначительным, но для отрасли, где многое зависит от стабильности погодных условий, здоровья пчёл и готовности потребителя платить за качественный продукт, даже такие цифры – тревожный сигнал. С какими трудностями сталкиваются пчеловоды и как обстоят дела на пасеках Новороссийска? Какого урожая меда ждут в этом году? На эти и другие вопросы «Блокноту» ответил потомственный пчеловод, председатель Новороссийской городской общественной организации медоводов Николай Стуконог.
Одними из причин падения объемов производства меда в ведомстве назвали температурные качели и использование пестицидов, которые подрывают здоровье пчелосемей. Согласны с этими факторами? И что по вашему опыту сильнее всего бьет по отрасли сейчас?
– Сильных температурных качель в этом году не было, поэтому я бы не назвал это причиной гибели пчел. У нас гибель была от слабости пчел, у некоторых пчеловодов пчелы погибли из-за того, что в зиму набрали много плющевого меда и не смогли потребить его. Больше всего на снижение объемов меда повлияла, я считаю, бюрократическая система. Потому что сейчас, чтобы пчеловоду вывести пчел на медосбор, нужно собрать очень много документов и регистраций (в «ХОРРИОТЕ», «Меркурии»), возникают проблемы из-за сроков – оформление всех заявок проходит долго и нудно. Более того, платные дороги, которые удорожают путь до места качки меда. Это отбивает желание у многих пчеловодов ездить на дальние расстояния за урожаем.
А как обстоят дела у новороссийских пчеловодов? С какими трудностями приходится сталкиваться – и на пасеке, и при продаже мёда? Уходит ли кто-то из профессии?
– У новороссийских пчеловодов из основных трудностей: потравы пчел в 22-м, 23-м году в районе станицы Натухаевской и села Арбау-Дюрсо. Но вот в 2024 году ситуация была уже получше, и урон от этого не такой ощутимый. Что касается развития дела и преемственности, то вот после того, как умирает потомственный пчеловод, эстафету перенимает 1 из 5 по статистике. Так что уменьшение профессии есть.
Николай Михайлович, что наблюдаете по своему хозяйству? Какой урожай был в прошлом году и чего ждёте в этом?
– По урожаю меда пока тяжело прогнозировать, в прошлом году он был намного хуже, чем в 2023 году. По акации мы накачали 60% в сравнении, по подсолнечнику и каштану тоже, поэтому цена на мед резко взлетела, ведь производство уменьшилось почти в два раза, а себестоимость выросла: горючее подорожало, транспортные услуги тоже, бюрократия, вот вам и стоимость.
Попросили Николая Михайловича рассказать и о том, какой мед будет первым из нового урожая в окрестностях Новороссийска. Это рапсовый. Ярко-желтое цветение рапса как раз приходится на апрель, поэтому качка меда будет уже в мае. Следующий на очереди – акациевый мед. Его начнут качать в начале июня.
Блокнот Новороссийск